Классификация и различия тендеров

В мировой практике тендеры различают по количеству и составу участников, допустимости изменений требований конкурса и другим критериям. Рассмотрим самые важные из них.

Классификация по числу участников

Открытые

В открытом тендере могут участвовать любые организации. В этом случае о проведении соревновательной формы заказа сообщается в средствах массовой информации или иным способом. Чем больше компаний принимает участие в конкурсе, тем сильнее конкуренция, следовательно, владелец тендера получает возможность сделать более выгодный заказ.

Закрытые

К участию в закрытых конкурсах приглашаются только юридические лица, которые были отобраны организаторами торгов. Как правило, в их число входят лишь самые крупные поставщики определенных товаров или услуг либо временные объединения независимых организаций и предприятий. Часто такой вид торгов применяют для военной сферы, и там, где присутстствует государственная тайна.

Кроме того, эта форма тендера используется, если организатор торгов желает рассмотреть возможность закупки у ограниченного числа поставщиков, а также при нехватке времени и средств на обработку очень большого количества заявок.

Тендеры с ограниченным участием

Конкурсы с ограниченным участием применяются в случае, если оплата товара или услуг сложна либо специфична в силу тех или иных обстоятельств, а поэтому не может предлагаться всем желающим. Следовательно, только приглашенные компании, которые соответствуют всем требованиям, могут делать предложения владельцу такого тендера.

Классификация по возможности изменения требований тендера при рассмотрении заявок:

Одноэтапные

В этом случае все юридические лица, желающие принять участие в тендере, одновременно подают документы для определения его участников и победителя соревновательной формы заказа. В большинстве случаев проводятся именно одноэтапные конкурсы.

Двухэтапные

На первом этапе проводятся переговоры касательно технической стороны коммерческих предложений. Владелец тендера в этом случае предоставляет участникам приблизительный вариант задания, основываясь на котором, конкурсанты разрабатывают первоначальные заявки без указания стоимости и других условий. В результате переговоров с поставщиками организатор тендера предоставляет им окончательный вариант технического задания.

На втором этапе участники конкурса подают окончательные заявки в соответствии со всеми требованиями. Сопоставив и оценив предложения, владелец тендера определяет победителя и заключает с ним соглашение.

Ввиду сложности и длительного срока всех процедур двухэтапные конкурсы проводятся довольно редко. Однако в случае, если заказчику необходимо закупить редкую продукцию высокой стоимости, эта форма тендера является оптимальной.

Статистика
Всего тендеров: 424 274
На сумму: 123 млрд. руб.
Участников: 49 980